«Волшебник Изумрудного города» появился в Кемерове

В Музыкальном театре Кузбасса появился новый мюзикл для умных детей и их родителей

Большой полномасштабный спектакль «Волшебник Изумрудного города» по мотивам известнейшей сказки Александра Волкова со сложной, интересной, запоминающейся музыкой в исполнении «живого» оркестра вошел в репертуар любимого многими зрителями театра. Мюзикл создан в рамках подготовки к празднованию 300-летия Кузбасса.

В Музыкальном театре Кузбасса появился новый мюзикл для умных детей и их родителей
ГУДВИН (КОНСТАНТИН КРУГЛОВ), СТРАШИЛА (АНТОН ГРОШЕВ)

Над постановкой работала большая команда профессионалов. Автор инсценировки, главный режиссёр и балетмейстер Краснодарского музыкального театра Александр Мацко заметил, что музыку к будущему мюзиклу по мотивам с детства любимой сказки он предложил написать известному композитору Евгению Заготу, автору песен для звезд эстрады, музыки к художественным фильмам, передачам на телевидении, обладателю множества наград и званий. Автор стихов Андрей Слепченко поделился, что одним из любимых его номеров стал «Людоед». Этот эпизод в книге почти никто не помнит, а у авторов мюзикла Людоед заиграл и стал довольно забавным персонажем – аллергиком. Единственное, на что нет сыпи у страдальца – люди, вот он и вынужден их есть. В исполнении артистов Музыкального театра Олега Брылева и Константина Голубятникова Людоед стал обаятельным и смешным, все осознавшим и переквалифицировавшимся в «кукурузоеда».

Режиссер-постановщик спектакля – главный режиссер Алтайского государственного музыкального театра Константин Яковлев. Окончив Российский университет театрального искусства – ГИТИС по специальности «Режиссёр музыкального театра», курс Романа Виктюка, он 15 лет служит в родном театре, накопив таким образом громадный опыт постановок как для взрослого зрителя, так и для детей. В театр нужно идти всей семьей, уверен режиссер, избегать коллективных просмотров школьными классами. Если у ребенка возникнут вопросы после спектакля, он захочет поделиться впечатлениями, высказать свое мнение, родители должны направить чадо в его размышлениях, ответить на возникающие вопросы. А поразмышлять умным детям и их родителям будет о чем. Так, очень часто даже взрослые допускают ошибку, полагая, что театральное действие должно быть лишь иллюстрацией к книге. «В спектакле нет приключений Элли в Розовой стране! – с возмущением говорит перечитавший сказку Волкова родитель. – А ведь волшебница этой страны Стелла раскрыла Элли секрет серебряных башмачков, с помощью которых она вернулась домой». А может быть, стоит задуматься, по какой причине постановщики отказались от этой сюжетной линии. И есть ли на самом деле секрет у серебряных башмачков. Ведь спектакль предлагает несколько иные смыслы, чем заложенные в сказке. Почему название мюзикла остается таким же, как и книги, однако главный персонаж в нем – маленькая девочка? Нужно ли витать в облаках и что это значит? Простор для размышлений широк. Мюзикл поднимает много тем, которые, как единодушно замечают его авторы, будут интересны не только детям. Тема-история каждого персонажа – динамично развивающаяся сцена, и в целом мюзикл подчинен современным ритмам.


ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК (МИХАИЛ САБЕЛЕВ), СТРАШИЛА (АНТОН ГРОШЕВ), ТРУСЛИВЫЙ ЛЕВ (АЛЕКСАНДР ЛОДЯГИН), ЭЛЛИ (ЮЛИЯ ВАСЮТИНА) ФОТО: ВИКТОРИЯ СМИРНОВА


Интересна добродушная клоунада Страшилы, проблема которого – якобы отсутствие мозгов, о чем он знает со слов презабавнейшего хора ворон. Страшила в изображении Ивана Ильчука – это будущий правитель Изумрудного города, мудрый и рассудительный. А Страшила Антона Грошева просто очень рад прогуляться по дороге из желтого кирпича и, пораскинув соломой, помочь новым друзьям справиться с препятствиями. Очень яркой получилась баллада Железного Дровосека. В исполнении Вячеслава Соболева Дровосек ранимый и отчаянно страдающий герой, средневековый рыцарь, для которого важны понятия чести и верности своей даме.


ТОТОШКА (СЕРГЕЙ ГНЕДЬ). СТРАШИЛА (ИВАН ИЛЬЧУК), ЛЮДОЕД (КОНСТАНТИН ГОЛУБЯТНИКОВ),ТРУСЛИВЫЙ ЛЕВ (ВЛАДИМИР ЖУКОВ), ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК (ВЯЧЕСЛАВ СОБОЛЕВ) ФОТО: ВИКТОРИЯ СМИРНОВА


Дровосек Михаила Сабелева взрослее и мудрее, более спокойно относится и к потерям в жизни, и к приобретениям. Балетмейстер-постановщик Татьяна Безменова пояснила, что в балетном дуэте «Воспоминания Дровосека», сопровождающем балладу, есть стремление показать возвышенные чувства, романтическое, рыцарское отношение к женщине. Нужно иметь высокие ориентиры, считает Татьяна Петровна, ведь современным детям почти не на чем учиться добру, человечности, сопереживанию. Нежную и прозрачную сцену встречи Дровосека и его новых друзей сменяет яркий, динамичный, музыкально «афро-американский» выход Трусливого Льва.


ТРУСЛИВЫЙ ЛЕВ (ВЛАДИМИР ЖУКОВ), ЭЛЛИ (ЕЛИЗАВЕТА ВОЙТЕНКО) ФОТО: ВИКТОРИЯ СМИРНОВА


У Владимира Жукова царь зверей получился артистичным и игривым, Лев Александра Лодягина немного ленив, но это не мешает ему в любую минуту вступиться за друзей. Главная героиня, Элли, по замыслу режиссера должна быть идейным лидером и вдохновителем, инициатором похода друзей к Гудвину. В исполнении Елизаветы Войтенко Элли получилась несломленной обстоятельствами маленькой предводительницей, а песик Тотошка (Алексей Маслов) – ее верный во всех делах помощник. Юлия Васютина рисует Элли жизнерадостной девочкой, стремящейся к познанию мира, радующейся его постоянному открытию. Тотошка в изображении Сергея Гнедя стал маленьким провокатором и ворчуном.

ФАРАМАНТ (ВАЛЕНТИН РАЗУКОВ) ФОТО: ВИКТОРИЯ СМИРНОВА


Авторы рассказывают и непростую историю Гудвина (Константин Круглов) – человека, который ищет себя, боясь затеряться в толпе заурядностей. Интересна музыкальная характеристика Гудвина. Музыка сложна, прозрачна, лирические напевные эпизоды сменяются динамичной экспрессией. Всё это говорит о сильном характере человека, который сумел выжить в непростых условиях, из унылого бесцветного города сделал Изумрудный силой своего организаторского таланта и могучего воображения. Но с горечью понимает, что, перестань он разукрашивать и наполнять смыслами жизнь изумрудной толпы, развлекать их, они забудут о нем. Не имея талантов полнокровно жить, толпа из изумрудной превратится в серую, и «никто не вспомнит» о Гудвине. Пластическая характеристика персонажа вторит музыкальной. Балетмейстер-постановщик Татьяна Безменова показала Гудвина человеком, повелевающим людьми одним движением руки. Они покорны малейшему его жесту, эта послушная гудящая толпа податлива, как пластилин. Гудвин – талантливый организатор, иллюзионист и манипулятор, но он знает цену этой выдрессированной покорности жителей «самого изумрудного города на земле». Стоит только сойти с трона и показать себя не «Великим и Ужасным», а обычным человеком, как толпа равнодушно проходит мимо, сквозь, грубо толкая, не замечая. Наперстником и единомышленником Гудвина режиссер Константин Яковлев делает Фараманта, стража ворот. Валентин Разуков рисует своего героя двуличным управленцем-чиновником, хитрым манипулятором и льстецом. Он словно темная сторона личности Гудвина, его тень, он никогда не снимает очков и не показывает глаз, но постоянно демонстрирует резиновую улыбку.

Интересен образ зла в спектакле. Ненавидящую людей волшебницу Гингему (Наталья Рааб) раздавил домик Элли, Бастинда (Елена Новикова, Татьяна Павлова), постоянно думающая о своей внешности, легко испаряется от воды.


БАСТИНДА (ТАТЬЯНА ПАВЛОВА) ФОТО: ВИКТОРИЯ СМИРНОВА


Отвратительное отражение Бастинды – Зеркало (Лилия Андранович, Светлана Мухтарума), блеклое, седое и старое – разбивается. Нападение летучих мышей представлено в виде проекции на экран, от этого они совсем не кажутся грозными. Мигуны, жители страны, которой управляет Бастинда, «солдаты так себе», они не столько защищают свою госпожу, сколько трепещут от дуновения ветра. Яркий номер атаки летающих обезьян скорее красив, чем страшен. Зло здесь очень условно и в конечном итоге становится иллюзией. Но иллюзорны здесь и добрые волшебные силы. Виллина в исполнении Елены Ляшенко предстает настолько несерьезной, легкомысленной, рассеянной, интонацией и пластикой напоминающей героинь мультфильмов Диснея, что поверить в то, что она способна сколько-нибудь помочь Элли, невозможно. Она и не помогает, она просто красивая забавная картинка. Маленькая девочка вынуждена справляться с трудностями сама, конечно, получая помощь друзей. Это, думается, основное, что должен усвоить юный зритель, покидая зал. А взрослый, быть может, подскажет, что нужно вглядываться и познавать себя, учась сердечности, сочувствию и сопереживанию, тренировать мозги и развивать качества характера, которые помогут идти по длинной жизненной дороге из желтого кирпича. Нужно для себя самого стать волшебником, раскрасив и наполнив собственную жизнь. А еще взрослый, быть может, задумается, достаточно ли времени он уделяет своему ребенку. Ведь родители Элли – Анна (Наталья Артюхова, Эллина Александрова-Тельбух) и Джон (Евгений Лихманов, Александр Хвостенко), взяв назидательный тон, похоже, так и не поняли фантазий, мечтаний и устремлений дочери, оставляя ее один на один с проблемами и трудностями.

Над постановкой работали все цеха театра, в полных составах участвуют хор и балет. Декорации и костюмы продуманы также Константином Яковлевым, который в спектакле стал и художником-постановщиком. Умелыми мастерами театра были воплощены такие сложные задумки художника, как дым в парике Гингемы или мыльные пузыри из прически Виллины. Изумрудные декорации словно нарисованы рукой ребенка, они быстро сменяют друг друга, задавая спектаклю необходимую динамику и позволяя развернуть большие массовые сцены. Костюм Элли – это мечта маленькой девочки из фермерской семьи о пышном платье и блестящих туфельках. Линии костюмов других персонажей стилистически повторяют мотивы декораций. «Говорящим» получился сложный образ мигунов – трепещущие мерцающие матовые зеркала-щиты, переливающиеся костюмы и мелкие частые дробные движения прекрасно охарактеризовали жителей страны волшебницы Бастинды. И конечно, все составляющие спектакля были подчинены основному, главному и ведущему началу – музыке. Уникальный материал, созданный композитором, полон красивых ярких мелодий, рисующих каждого персонажа, сцену, характер. Все это было убедительно передано оркестром Музыкального театра под управлением Анастасии Тузовой, дирижера-постановщика спектакля.

Автор: СВЕТЛАНА АЛПАТОВА