Театр отмечает свое 75-летие.

Музыкальное достояние Кузбасса

Страстной бульвар Выпуск № 10-220/2019Портрет театра

     Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва отмечает свое 75-летие.
     Интересно складывалась его судьба. Основанный в Новосибирске в 1944 году, сначала он назывался театром музыкальной комедии. Его первые постановки с удовольствием принимались зрителями, но театр не имел собственного помещения и в марте 1945 года был передан Кемеровскому облисполкому. Теперь уже Кемеровский государственный областной театр музыкальной комедии отправился в город Прокопьевск. В связи с переездом театр испытывал трудности с комплектацией труппы, неполной по амплуа, поэтому привлекались участники художественной самодеятельности, был создан хор, пополнялись оркестр, балет. У нового театра не было своего здания, он находился во Дворце культуры им. Артема. Через два года коллектив перевели в столицу Кузбасса. Первым местом жительства театра стал ДК Кировского района, а затем Клуб коксохимзавода, расположенный в центре города. В этот период огромную роль в творческом становлении театра сыграла группа артистов во главе с талантливым режиссером, заслуженным артистом Узбекской ССР Адрианом Адриановым, приехавшая из Ташкента в 1948 году, которая и составила костяк труппы.
Среди них был и Александр Константинович Бобров, в будущем народный артист РСФСР, первым в области удостоенный этого высокого звания, человек, чье имя будет носить театр через много лет, актер, при воспоминании о котором люди и сейчас начинают улыбаться и рассказывать о его замечательной игре на сцене. Была в нем некая притягательная сила, которая выделяла среди коллег. Даже на улице идти рядом с Бобровым было трудно - все обращали на него внимание, все знали, здоровались, даже те, кто театр посещал редко, но видел любимого артиста в телетрансляциях спектаклей.
     Как вспоминают сотрудники театра, работавшие вместе с Александром Константиновичем, он был не только талантливым и обаятельным человеком, любимцем публики, но артистом, преданным своему театру. Бобров прослужил в нем 36 лет. Когда труппа выезжала на гастроли, его всегда замечали, выделяли и непременно приглашали остаться - в Москве, Ленинграде. Он всем отказывал - не хотел предавать своего кузбасского зрителя. Бобров с его комическим даром и обаянием был неподражаем в музыкальных комедиях в амплуа простака. Очень любил классику: его легкость, чувство музыки и ритма помогало не просто играть, но жить на сцене. Люди ценили его еще и за удивительную скромность в быту, отсутствие амбициозности, доброту и простоту. Никогда не просил за себя, но ходил по инстанциям с тем, чтобы «выбить» помещение для театра, и здание, которое предназначалось для других целей, в 1963 году отдали Театру музкомедии благодаря и его хлопотам. А в 1964 году Бобров «протащил» в название театра «буржуазное» слово оперетта. Александр Константинович был предан не только своему театру, но и Кузбассу, прожил здесь почти 50 лет, стал Почетным гражданином области. С 1999 года Музыкальный театр носит его имя.
     Другая славная страница истории театра связана с деятельностью на посту главного режиссераС.Л. Штивельмана. Несомненной его заслугой было то, что режиссер, сотрудничая с современными авторами, получал от них новые материалы, и кемеровский театр ставил спектакли первым в стране. Это такие постановки, как «Владимирская горка», «Аленушка», «Вас ждут друзья». Оперетту «Белая акация», завоевавшую впоследствии множество призов, С. Штивельман готовил в Кемерове одновременно с Московским театром оперетты, но ввиду того что автор, И. Дунаевский, отдал первенство москвичам, премьера в кемеровском театре состоялась всего через два месяца после московской постановки.
В этот период к работе приступает и новый главный дирижер и музыкальный руководитель театра Евгений Михайлович Лугов, служивший в кемеровском театре 30 лет, с 1952 по 1982 годы. Коллеги считали его небожителем, вместе с тем отмечали простоту в общении, прекрасное чувство юмора, но и жесткость, даже авторитаризм, и требовательность в работе. Он был не только виртуозным саксофонистом, но и аранжировщиком и композитором. Им было написано более 20 песен, в числе которых «Рабочая мелодия Кузбасса», ставшая гимном Кемеровской области. Е. Лугов был включен в дирижерский совет Министерства культуры России, в 1980 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР.
Интересные страницы жизни театра связаны не только с первенством в постановках и сильным составом труппы и художественного руководства. Спектакли театра вызывали дискуссии среди критиков и прессы о возможностях жанра оперетты, настолько своеобразными и запоминающимися были постановки. И связано это в первую очередь с деятельностью на посту главного режиссера Тамары Давыдовны Гогавы. Исследователи называют это десятилетие - с 1965 по 1975 годы - эпохой Тамары Гогавы. Она стремилась создать театр со своим направлением, лицом. Будучи драматическим режиссером, скрупулезно подходила к разработке и воплощению характеров героев, своим интересом заражала актеров. К ней тянулись люди. Она очень много работала с современными авторами, начиная с первой постановки Гогавы в качестве главного режиссера кемеровского театра - оперетты «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.
     По воспоминаниям сотрудников театра, зал на этом спектакле никогда не пустовал. Актеры настолько захватывали внимание зрителей, что даже в последних рядах галерки стояла напряженная тишина. Этот спектакль 12 лет был в репертуаре театра. Его выделяли на гастролях, он был отмечен в Москве. Но режиссер обращалась и к серьезным темам, которые, как правило, выходят за рамки жанра оперетты: историко-революционная проблематика, тема подполья и судьба отдельной личности в годы Великой Отечественной войны. Неслучайно московские критики отмечали в работах Тамары Давыдовны интеллектуальный подход, философские обобщения и обращение к драматически насыщенному материалу.
После отъезда Т.Д. Гогавы главные режиссеры постоянно менялись. В 80-е один за другим приходили главные дирижеры. Несмотря на это, труппа театра пополнялась, приходили выпускники музыкального училища при Ленинградской консерватории. Театр с успехом гастролировал, и провалов здесь не было никогда. Гастроли в то время, особенно в Москву и Ленинград, - это награда, признание заслуг театра. Особенно успешной была творческая поездка в Москву, после чего и московские артисты неоднократно посещали кемеровский театр с ответными гастролями, в том числе народная артистка СССР Татьяна Шмыга. В этот период начал ярко проявляться талант будущего народного артиста России Петра Ивановича Карпова, которого приобщали к традициям театра такие мастера сцены, как Александр Бобров, Любовь Фролова, Галина Епифанова, Владимир Титенко, Алла Зибольд, Руфина Озерова. Зрители вспоминают его во многих замечательных ролях: Эдвин в «Сильве», Раджами в «Баядере», Айзенштайн в «Летучей мыши» и других, а фронтовики хвалили за роль Василия Теркина.
     С конца 80-х театр переживал непростые времена, он остро нуждался в пополнении труппы ввиду возрастного состава артистов, не хватало специалистов в творческих цехах, в хоре, балете и оркестре. В 90-е ухудшалось материальное положение театра, прекратилось финансирование гастролей, тем не менее значительного повышения цен на билеты не происходило. В 1990 году директором и художественным руководителем стал Владимир Иосифович Юдельсон, остается он у руля театра и по сей день. Для пополнения кадров Владимир Иосифович привлекает к работе выпускников Кемеровского института культуры, в этом вузе был создан курс «Актер музыкального театра», и до сих пор театр и вуз плодотворно сотрудничают. Постановки осуществляются приглашенными режиссерами, которые зарекомендовали себя в лучших театрах. В условиях, когда люди не получали зарплат, когда, по воспоминаниям В. Юдельсона, в оркестре случались голодные обмороки, осуществлялись постановки: театр выживал.
     Ставится опера в концертном исполнении «Паяцы» совместно с Симфоническим оркестром Кузбасса, оперетта («почти опера») «Летучая мышь» (1996) с приглашенными звездами, балет по мотивам рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Для постановки «Летучей мыши» в Кемерове вместе с режиссером Вадимом Дубровицким высадилась постановочная группа из Москвы, приехали педагоги ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, ЛГИТМиКа, которые занимались с коллективом несколько месяцев вплоть до постановки спектакля. «Летучая мышь» стала своеобразной школой Музыкального театра, повышением профессиональной квалификации. Это были трудные шаги театра в 90-е, но они вернули зрителя в любимый театр, который вышел на новый творческий уровень, получив статус музыкального. Более того, сюда пришла молодая публика, которой особенно полюбился «Иисус Христос - суперзвезда», тогда как в былые годы, как вспоминает В. Юдельсон, средний возраст зрителей составлял 65 лет. В 1999 году, впервые за 55 сезонов, режиссером Вадимом Дубровицким, добрым другом театра, была поставлена яркая комическая опера «Колокольчик» Г. Доницетти. В 2001 году состоялись зарубежные гастроли с оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама» - проекта, осуществленного совместно с зарубежной постановочной труппой из Германии.
Довелось Музыкальному театру пережить и еще одно испытание. Здание, возведенное в 1963 году, из-за позднейших пристроек и проходящих подземных вод стало разрушаться, часто сезон прерывался на три-четыре месяца. Ремонт был жизненно необходим, и реконструкция продолжалась шесть лет, с 2007 года. Укрепили фундамент, увеличили оркестровую яму, а ее пол сделали подъемным, с превращением в часть сцены. Уучшили акустику, поставили современную звуко- и светоаппаратуру. И теперь технологически Кемеровский театр не уступает никакому другому театру России, за исключением Большого.
     В период продолжительного ремонта театр не потерял коллектив, сплотившийся за годы гастрольной жизни, давал новые спектакли в разных жанрах, в том числе музыкальную драму «Своей душе не прекословь» М. Самойлова по мотивам киноповести В. Шукшина «Калина красная». Театр участвовал во Всероссийском фестивале «Панорама музыкальных театров России» в Омске с мюзиклом «Дон Сезар де Базан» режиссера Владимира Подгородинского, который, будучи художественным руководителем Санкт-Петербургской «Рок-оперы», осуществлял и функции шеф-режиссера Музыкального театра Кузбасса. Спектакль примечателен также и тем, что продолжал традиции театра - эта постановка была первой в России. Так же как и постановка «Астрономия любви» М. Самойлова, с которой коллектив побывал на I Всероссийском театральном фестивале новых музыкальных проектов в Новосибирске «Другие берега». Музыкальный театр Кузбасса постоянно участвует в фестивалях разного уровня. Так, в 2016 году на I фестиваль Ассоциации музыкальных театров в Москве «Видеть музыку» кемеровчане привезли постановку «Продажная любовь»режиссера Е. Волиса, а чуть позднее на фестивале оперетты и мюзикла «DocStar» в Караганде представили мюзикл Е. Ульяновского «Прелести измены». И конечно, театр является непременным участником областного фестиваля «Кузбасс театральный», где были показаны мюзиклы«Алые паруса» В. Лисовской и «Дубровский» К. Брейтбурга, ориентированные на молодых зрителей, которые по нескольку раз ходят на эти постановки, становятся новыми друзьями.
     Во многом этому способствует актерское мастерство солистов, творческая деятельность оркестра и хора. Сегодня в труппе такие мастера, как народный артист России Петр Карпов, заслуженные артисты РФ Евгений и Ольга Беловы, Нина Ярова, Ольга Павлова, Константин Голубятников, лауреаты международных конкурсов Любовь Ефимова, Олег Брылев, Владимир Жуков и Вячеслав Соболев, отмеченные областными наградами Константин Круглов, Эллина Александрова-Тельбух, Борис Каширский, Лилия Андранович, Наталья Артюхова. Множество похвал зрителей и профессионалов в адрес оркестра театра и его главного дирижера и музыкального руководителя Алексея Кириченко. Хор Музыкального театра под руководством главного хормейстера Нины Степановой также получает награды. Он обладатель Гран-при областного конкурса «Поющий край», лауреат VII Международного конкурса «Сибириада».
     Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва в 2010 году удостоен почетного звания«Национальное достояние России». Директор театра Владимир Юдельсон является заслуженным работником культуры РФ, почетным гражданином Кемеровской области. На торжественном мероприятии, посвященном 75-летию театра, губернатор области С. Цивилев вручил его работникам, ветеранам сцены памятные награды. Поздравительные телеграммы прислали председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, министр культуры РФ Владимир Мединский и председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин. Солисты-вокалисты театра приняли участие в большом праздничном концерте, где представили номера из опер и оперетт, музыкальных комедий и мюзиклов. Поздравить кемеровчан приехал из Москвы Евгений Вакс, стоявший за дирижерским пультом Музыкального театра с 1990 года. Отдельный музыкальный номер в исполнении оркестра был посвящен тем служителям театра, кто ушел из жизни. Грустные и торжественные ноты сменялись радостными, и на сцену выходили студенты Кемеровского института культуры, которых уже ждет театр в своих стенах, и напутственное слово им и поздравительное - театру произнес ректор института А. Шунков. Порадовали своим искусством и мастера сцены, и балет, с восторгом принятые публикой.
     Музыкальный театр приглашает зрителей на свои спектакли, как премьеры последних лет, так и полюбившиеся постановки. Это динамичный мюзикл «Дубровский», постоянно собирающий полные залы. И комедия-скандал с итальянскими песнями о главном «Человек и джентльмен» в постановке В. Дубровицкого, по-новому увидевшего известное произведение Эдуардо де Филиппо. И спектакль для счастливых людей «Граф Люксембург» режиссера Е. Волиса, в котором зрителей ждет музыкальный сюрприз. И конечно, ожидаемые премьеры - мюзикл «Голубая камея» К. Брейтбурга и готовящаяся к постановке опера «Травиата».

Светлана Алпатова