https://www.high-endrolex.com/16

Тамара Емцева: «У каждого концертмейстера свои тайны и тонкости»

О том, как становятся концертмейстером и почему он необходим в театре.
Музыкальный театр Кузбасса готовится ко встрече юбилейного, 80-го сезона. Возрождая забытые традиции, мы начинаем цикл публикаций творческих портретов людей театра. Тамара Васильевна Емцева – почетный работник культуры Кузбасса концертмейстер Музыкального театра с огромным опытом, педагог-наставник, 45 лет творческой деятельности отдавшая Музыкальному театру Кузбасса, знакомит с тайнами и тонкостями любимого дела.
Концертмейстер часто остается в тени исполнителя, и зачастую зритель не догадывается, какую колоссальную работу он проделывает. «Профессии концертмейстера не учат, ее познают самостоятельно», –  говорит Тамара Васильевна. И правда, этот труд требует постоянного нахождения в прекрасной физической и пианистической форме, безупречного владения техникой игры на инструменте и умения оказать необходимую помощь солистам в разучивании партий. Концертмейстер «считывает» певца, особенности его личности, знает тонкости и детали взаимодействия с каждым солистом, что требует знаний психолога. Концертмейстер должен излучать спокойствие и абсолютную уверенность, какая бы непредвиденная ситуация на концерте ни сложилась, и этим спокойствием заразить артиста, развеять его страхи. Для того чтобы помогать солисту в создании музыкального образа персонажа, контролировать и направлять его в работе над сложным материалом, концертмейстер должен отличаться развитым вкусом и интуицией, объемным музыкальным багажом и широтой интересов дирижера. Тамара Васильевна Емцева, в полной мере обладает всеми качествами, необходимыми концертмейстеру, а также огромным опытом, поэтому солисты Музыкального театра Кузбасса в работе над спектаклями или концертами стремятся работать именно с ней.

Старое пианино и зажатые руки

А начиналось все со старого пианино в доме польского города Легница, где после Великой Отечественной войны служил отец нашей героини, офицер Советской Армии Василий Тимофеевич Емцев. При отъезде в СССР с разрешения командования пианино забрали с собой: глава семьи решил учить дочерей музыке. «Помню дорогу, по которой папа вел меня в музыкальную школу, – вспоминает Тамара Васильевна. – Мне было тревожно, учиться не нравилось, но преследовало слово «надо». Учителя в музыкальной школе в городе Петровске Саратовской области постоянно менялись, и никто не научил меня правильной постановке рук. Я сдавала вступительные экзамены в волгоградское училище искусств с зажатыми руками. Но там меня встретила прекрасный педагог Алла Дмитриевна Фимина, которая сделала мои руки свободными, и я заиграла». Еще во время учебы Тамара подрабатывала аккомпаниатором художественной и спортивной гимнастики в детской спортивной школе, затем в художественной самодеятельности во Дворце культуры Волгограда. По окончании училища начала работать в хоровой капелле волгоградской филармонии. С этого момента профессию юная концертмейстер стала осваивать по-настоящему: «Я училась у педагогов-вокалистов, у самих вокалистов, у дирижеров, у режиссеров. Пришлось мне учиться всю жизнь».

Читать продолжение в источнике