Самый народный артист

Самый народный артист

     Кузбасс, 17 мая 2012 г.


Сегодня в Музыкальном театре Кузбасса спектаклем «Ханума» будет отмечен бенефис народного артиста России Петра Карпова, посвященный его 65-летию. Директор и художественный руководитель театра Владимир Юдельсон иначе, чем «наш Мересьев», этого солиста не называет. История театральной карьеры.

    

   Петра Карпова и впрямь похожа на самоотверженный подвиг. Более 35 лет он отдал кемеровской сцене. И 26 из них - после тяжелейшей травмы, став, по сути, инвалидом. Но ни тросточка, ни хромота не смогли притушить ярко-самобытного, жизнелюбивого таланта Петра Карпова.

  

  Блестящие вокальные данные очень быстро выдвинули его в ряд популярных опереточных артистов. Он учился вокалу в Волгограде, пел в музыкальных театрах Волгограда, Оренбурга. А после того как знаменитого Герарда Васильева пригласили из Новосибирска в Москву, молодого тогда Петра Карпова прочили на его место, в Новосибирскую оперетту. Но он отказался: «В Сибирь? Нет, не поеду!» - «А в угольный бассейн, в Кузбасс?» Он, уроженец юга, выросший на Ставрополье, подумал, что речь идет о Донбассе, и согласился.

    Сейчас без смеха не может вспоминать, как впервые вышел в Кемерове из самолета. «Мороз - под 50 градусов, а на мне брюки-дудочки, туфли-лодочки... Что-то, говорю, прохладно тут у вас...» - «Так Сибирь!» - водитель отвечает. «Во, - думаю, - попал! Надо было лучше учить географию».

    Но, увидев в первый же вечер спектакль нашего театра оперетты с целой плеядой блестящих артистов, был очарован его уровнем. Владимир Титенко, Борис Двойников, Александр Бобров, Галина Епифанова...«Хочу тут играть!» И в первые же два месяца Карпов был введен на основные роли в 14 (!) спектаклей. В его личном репертуаре есть все главные теноровые партии классической и советской оперетты. В его биографии - блистательные выступления на Первом фестивале оперетты, где он, чтобы выручить коллегу, у которой заболел партнер, пел в дуэте с великолепной Лилией Амарфи. Его партнерами по сцене были и Ге-рард Васильев, и Татьяна Шмыга, и другие корифеи музкомедии.

    А в 1986 году Музыкальный театр Кузбасса отправился на большие гастроли: Благовещенск -Уссурийск - Находка - Владивосток - Биробиджан... Интересный маршрут, почти двухмесячный плотный график спектаклей.

    Петр Карпов был занят практически в каждом из них. ТОЛЬКО ВОТ увидеть его на сцене дальневосточные зрители так и не смогли. В первый же день, еще до официального открытия гастролей, театр давал шефский концерт в одном из ДК Благовещенска. Карпов работал номер «Левша». Обул лапти. На крашеном полу клубной сцены лапоть заскользил, как на льду. Не сумев вовремя затормозить, артист вылетел к рампе и упал, ударившись о бортик сцены. Перелом шейки бедра. Диагноз, после которого большинство пациентов «в строй» уже не возвращаются. Петр Иванович не просто вернулся на сцену - он после сыграл еще десятки звездных ролей. Простодушная народная внешность, легкий нрав, замечательное чувство юмора и по-мужицки хозяйственное отношение ко всему «своему» (от своего театра до собственного организма) сделали его любимцем публики и партнеров-артистов на долгие-долгие годы. Актеры не любят рассказывать о своих болячках, но в случае с Петром Карповым, думаю, этой темы избежать нельзя. После травмы он перенес еще две сложнейшие операции (в том числе одну за рубежом). В 2004 году, исследуя результаты работы зарубежных коллег, специалисты Ленинск-Кузнецкой клиники пришли в ужас: «У вас травмированная нога только на мышце держится, сустава вообще нет! Как вы в спектаклях играете?»

    А он озабочен только одним: тросточка или костыль мешают сцендвижению, сковывают руки. И готов снова лечь «под нож», только чтобы хоть чуть-чуть сгладить хромоту.

Поразительный характер!

    Сегодня я с удивлением отметила: самое трудное для театра время (затянувшийся ремонт, спектакли идут на чужих сценах, главрежа в театре нет, молодежь разбегается) для Петра Карпова трагедией вовсе не стало. Он весьма успешно проявил свой талант в новых премьерах театра. Его граф Альмавива («Бомарше и Ко»), отец Любы в мюзикле «Своей душе не прекословь» - запоминающиеся яркие образы. Не главные, но безусловно центральные.

    А главное удивление-голос. Замечательный, глубокий тенор Петра Карпова до сих пор звучит по-молодому сочно, полно, ярко.

- В чем секрет, поделитесь? - прошу артиста.

    Он смеется: «Природа! Я никогда не кутался, не берег специально горло, не придавал ему особого значения - я просто так устроен!»

    Коллеги Петра Карпова по сцене знают: партнер он замечательный. Никогда «не тянет одеяло на себя», не носится со своей персоной как с «явлением искусства», не поленится заметить чей-то успех или что-то подсказать, помочь начинающему... Вот и для бенефиса он выбрал не концерт, как это можно было бы ожидать, а спектакль, где сам играет видную, но не главную роль. Почему?

- А театру так удобнее!

- отвечает простодушно. – К тому же «Хануму» у нас давно не играли, хотя спектакль хороший. Ему не повезло просто: после постановки сыграли примерно двадцать пять раз «Хануму», а потом театр закрылся на реконструкцию...

   Сегодня зритель, наскучавшийся по своему Музыкальному театру, думается, придет в зал с особым чувством. И народный артист России Петр Карпов, как всегда