Пятая «Сильва». Браво!

Пятая «Сильва». Браво!


27 марта 2013


   _118f_ 

Премьера знаменитой о Премьера знаменитой оперетты Имре Кальмана «Сильва» состоялась в Музыкальном театре Кузбасса. Режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Владимир Подгородинский привлек к ее созданию целую бригаду приглашенных мастеров: художник-постановщик Станислав Зайцев (Одесса), художник по костюмам Анна Сорокина (Новосибирск), балетмейстер-постановщик Ольга Навроцкая (Одесса). Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Ермошкин.

     «Сильва» является в репертуар нашего театра уже в пятый раз. Впервые – когда театр только что был создан, это был один из первых его спектаклей. Потом эту оперетту ставили и в 50-е, и в 70-е годы… Директор театра Владимир Юдельсон вспоминает: «Сильва» был беспроигрышный вариант. Во-первых, она всегда шла с аншлагом. Во-вторых, директора знали: если ЛЮБОЙ сорвавшийся по каким-либо причинам спектакль заменить «Сильвой» — возврата билетов в кассу не будет».
И впрямь, «Сильву» трудно не любить. Никакая другая оперетта так не разошлась на цитаты и до сих пор повсеместно поющиеся шлягеры, как эта. Тут и «Красотки кабаре», и «Без женщин жить нельзя на свете», и «Частица черта в нас…». Что ни тема – то хит. А завсегдатаи нашего театра еще помнят, как в партии Бони тут блистал несравненный Александр Бобров… Словом, у кемеровской публики отношение к «Сильве» особое. При таком завышенном уровне предвкушений рассчитывать на удачу трудно…
Тем не менее она случилась! Новая «Сильва», наполненная молодыми голосами и актерскими работами как зрелых, так и совсем юных артистов, явилась во всем своем блеске.
    Отдельная радость – живой оркестр. Уже почти приученные к тому, что современные мюзиклы на сцене нашего театра идут практически сплошь под оркестровую фонограмму, мы с наслаждением окунулись в мир живой музыки. Оркестр под управлением Валерия Ермошкина в этот вечер был великолепен. Точно и выразительно интонируя, он дышал, как единый организм, с безупречным вкусом подчеркивая нужные места, создавая, где надо, необходимое драматическое напряжение или безудержный кураж забористого варьете.


Признаюсь, я всегда с опаской жду «разговорной» части классических оперетт. Бородатые, тяжеловесные шутки, длинные реплики в диалогах, похожие скорее на монологи, и все – с претензией на «блестящее словцо»… Право слово, современному зрителю выслушивать все это без чувства неловкости зачастую просто невозможно. Но здесь – не так! Владимир Подгородинский как-то сумел очистить либретто, отшелушить застарелый словесный мусор – и перед нами явилась вполне современная история про то, как «золотая молодежь» славно проводит время в ночных клубах. Понятно, что «приличным родителям» не может понравиться вариант женитьбы сына на кафешантанной певичке. (А вы бы согласились, чтобы ваш мальчик взял в жены девушку, танцующую у шеста?). Но что делать, если это – любовь?
_13f_Замечательно при этом, что никакого нарочитого осовременивания истории в спектакле нет. Наоборот, сценограф (Станислав Зайцев) всячески подчеркивает время создания оперетты «Сильва» (1915 год). На фронтоне кабаре «Orpheum» — картины европейских художников, запечатлевшие городской быт Вены, Праги, Будапешта, Парижа: ножки в черных чулках, шляпки и пышные юбки танцовщиц вперемешку с мундирами и цилиндрами щеголей. Да, такой была Европа, когда Кальман создавал свою бессмертную «Королеву чардаша». Следует отметить, что особенно удачно в этом спектакле работает свет (Юрий Неборский). Выразительное, но не навязчивое изменение картинки тут часто получается только за счет смены подсветки.
 
    А вот костюмы персонажей кажутся удачными далеко не всегда. В частности, наряды главной героини – Сильвы (Эллина Александрова- Тельбух). Они то переусложнены деталями (например, когда она является в дом своего жениха под видом графини Кончиану, перед нами не элегантная молодая дама, одетая с парижским шиком, а какая-то странная особа, обвешанная всевозможной блестящей «красотой»). То – чрезмерно трагичны (черное платье в первом действии на удивление враждебно красавице Эллине).
Но не будем придираться к деталям. Главную прелесть спектакля создают все же не костюмы – игра артистов. А здесь, надо сказать, они справляются со своими задачами весьма успешно.
         _1f_ Эллина Александрова-Тельбух сумела создать образ, насыщенный неопереточными чувствами и страданиями. И удалось ей это исключительно за счет выразительного вокального интонирования. Легкое дыхание (кажется, ей не составляло никакого труда справляться со всеми вокальными пассажами), в голосе — чрезвычайно точная мера иронии, досады, грусти, смирения наполнили портрет ее героини убедительностью и обаянием. Эту солистку, обладающую сильным и ярким сопрано, не раз упрекали за чрезмерную холодность, непластичность. Но здесь – тот самый случай, когда царице кабаре и не нужно дополнять образ жестами. Ей достаточно верности и искренности тона.
 
    Совершенно другой, но абсолютно обворожительный образ создал Александр Жуков (Бони). Похоже, режиссер Подгородинский лепит из этого молодого артиста «второго Штыпса», умеющего петь в самых невероятных позах и прыжках. Бони-Жуков излучает такой драйв, такую юношескую жажду жизни, что уже почти не удивляешься, что он тут кувыркается, ходит на руках, смеется, поет, интригует, влюбляется, волочится и шутит практически одновременно.
    Очень выразительны в ролях четы Воляпюк Ольга Павлова и Константин Голубятников. Ее коронный номер в финале не зря вызвал бурю аплодисментов: стало понятно, как умела блистать в сольных партиях прославленного кабаре эта актриса, общей любимице Сильве до нее еще расти и расти. А Голубятников удивил тем, как точно умеет передать пластику стареющего тела. Трогательно, без пережима, но очень смешно.
   Приятно, что на партии главных героев в нашем театре нашлось по два, и даже по три исполнителя! Приятно, что все более заметную роль играют молодые артисты. Например, в премьерном спектакле, который видела я, маленькую второстепенную роль нотариуса Кисса сыграл студент Кемеровского университета культуры и искусств Сергей Гнедь. Сыграл очень достойно: запомнился навсегда.
Впрочем, рецензия будет неполной, если не сказать и о недостатках спектакля. А они, на мой взгляд, прежде всего, касаются работы балетмейстера. Танец «Красотки кабаре» не только неудачно придуман – он еще и недостаточно чисто поставлен. В результате нескромные (чтобы не сказать непристойные) па артистов балета не выглядят задорно-завлекательными – скорее, они напоминают бытовые движения «девушек без комплексов». А поскольку балерины, похоже, не слишком уверенно двигаются в этом танце (он не отточен до виртуозности), то их так и хочется назвать «шалавами-хорошистками». Словно девицы определенного сорта сдают зачет «по профессии»…
 

    Этот же упрек, кстати, можно адресовать и финальному прыжку Бони в канкане «Без женщин жить нельзя на свете». Кажется, он сперва оглядывается, примериваясь, куда прыгнуть, а потом осторожно и тщательно ложится на подставленные девичьи коленки. Ученическая аккуратность тут заметно снижает нужный градус сцены.
 
    Впрочем, несмотря на все эти придирки, у замечательного, яркого, заводного, стильного нового спектакля Музыкального театра есть еще одно неоспоримое достоинство: он пополнил наш репертуар классических оперетт, до сего дня довольно скудный. И пополнил весьма достойным образом.
Ольга ШТРАУС.