Кузбасская «Травиата» состоялась

К опере «Травиата» выдающегося композитора Джузеппе Верди, жемчужине его творчества, обратились молодые силы Музыкального театра – режиссер Михаил Сабелев и музыкальный руководитель и главный дирижер Алексей Кириченко. Оба премьерных дня – 22 и 23 ноября – прошли с аншлагом. Зал сидел, замерев. Это совсем не анекдотный случай, когда смотришь на часы – 19.00, а потом через два часа, а на циферблате 19.15. Здесь все наоборот – кажется, что проходит 15 минут, а не два часа.


Кузбасская «Травиата» состояласьВячеслав Соболев в роли Альфреда и Любовь Ефимова в роли Виолетты.




Подчеркивая вневременность одной из самых известных в мире историй любви, режиссер Михаил Сабелев перенес действие оперы Верди в 20-е годы ХХ века. Впрочем, здесь не про любовь, а про одиночество. Авторам счастливо удалось избежать шокирующих современных трактовок, но в то же время не погружать зрителя в слащавую сентиментальность. Здесь есть идея, проникновенная и тонкая игра актеров, строго следующих задачам режиссера, достойное вокальное исполнение. Хор (хормейстер – Нина Степанова) слаженно, уверенно и четко взаимодействует с оркестром, создавая, когда необходимо, ощущение бала и бесшабашного праздника. Оркестр, ведомый уверенной рукой дирижера-постановщика Алексея Кириченко, выглядит ярко и интересно. Дирижер тонко подводит артистов к проживанию каждой необходимой эмоции. Оркестр нисколько не отстранен, он максимально вовлечен в происходящее. Декорации выдержаны в соответствующем времени стиле: все строго, конструктивно и по делу. Постановка в целом визуально красива (сценография и костюмы – Елена Подлесная), доминируют два цвета – серый, цвет окружающей Виолетту жизни и красный – цвет жертвенности и тревоги.

Виолетта в исполнении Любови Ефимовой – утонченная умная женщина, которая нежно относится к Альфреду, но не любит его и не может полюбить. В знаменитой арии Виолетты «Как странно» в конце первого акта Любовь Ефимова передает настроение героини, которая пытается почувствовать радости и краски жизни и отстраниться от одиночества. Колоратурное сопрано певицы подчеркивает хрупкость образа, она справляется с пассажами и высокими нотами. Виолетта сдержанна в своем желании счастья и лишь на какое-то мгновение верит в его возможность. «Быть свободной, быть беспечной» – поет свою знаменитую партию Виолетта со злостью и жадностью борьбы за жизнь. В то же время Альфред для нее – не средство, она не использует его, и в этом проявляется ее благородство и сила характера.

Альфред в исполнении тенора Вячеслава Соболева забавный недотепа, ранимый и тонкий юноша, резко выделяющийся из толпы. Он чужд миру светских развлечений и вместе с тем распахнут навстречу жизни, он романтичен и одинок, влюблен не в Виолетту, а потому что «пришла пора». Его образ лиричен, невероятно искренен и естественен. В начале он наивен и нелеп, в сцене выхода матадора Альфред оказывается жертвенным быком, с которым ведет бой целая армия пикадоров. Здесь очевиден и подчеркнут мотив одиночества Альфреда, его непохожести на остальных и бессилия противостоять толпе. Энергичная сцена сделана визуально красиво и ярко (балетмейстер-постановщик Евгения Жарких). В финале Вячеслав Соболев блестяще отыгрывает переход от радости своего героя к отчаянью и состоянию безнадежности.

Баритон Олег Брылев представляет благородного провинциального аристократа Жермона холодным и чуждым компромиссам. Напряженнейшая сцена Виолетты и Жермона являет столкновение двух характеров. «Дочери вашей, юной и чистой» – самая известная и пронзительная из трех частей дуэта с Жермоном, где Виолетта по задумке авторов пытается ему противостоять, но его напор и сила заставляют ее принести страшную жертву. Она должна отказаться от всех земных радостей, от теплоты домашнего очага и вернуться к тоске и одиночеству. Она, сжавшись, принимает позу зародыша, она беззащитна и ждать ей защиты неоткуда. Ждут от нее – ждут жертвы, и потому все окружающие – и Альфред, и Жермон, и служанка Аннина (Ольга Павлова) – последовательно, каждый в назначенный час, набрасывают на нее кроваво-красное жертвенное одеяние.

Жермон одинок, но это его не тяготит, он слишком занят назиданиями. Его белый наглухо застегнутый костюм-тройка резко выделяет его среди черно-серого мельтешения остальных и напоминает одеяние доктора, который в любой жизненной ситуации знает рецепт – застегнуться наглухо, быть сильным и быть одиноким. Развитие образ отца получает в финальной сцене, где он испытывает раскаяние в жестоком поступке по отношению к своему сыну и Виолетте, но показывает это весьма сдержанно.

Виолетта борется за жизнь до конца. Даже в финальной сцене она не в постели, не показывает слабости. Но страдает ли она телесной хворью? Или убивает ее тоска? Или ее убивает невозможность любви и окружающее одиночество? Она пытается сбежать – от Альфреда, из холодного пустого дома, от одиночества и непонимания. Любовь Ефимова в сложнейшей актерски финальной сцене демонстрирует подлинное мастерство, ее блистательное пиано в конце создает ощущение щемящей, пронзительной безысходности и невозможности надежды.

Марина ЕВСА, начальник департамента культуры и национальной политики Кузбасса

В выходные в Музыкальном театре состоялась премьера оперы. Музыкальный театр не впервые обращается к этому жанру: за последние 20 лет это шестая опера. У молодого тандема, который поставил «Травиату», получилось очень интересное произведение. Это молодой режиссер Михаил Сабелев, актер Музыкального театра, сейчас учится в ГИТИСе у педагога Римаса Туминаса, и главный дирижер оркестра Музыкального театра Алексей Кириченко. Кроме этого, отметим в постановочной группе сценографию и костюмы Елены Подлесной и хореографию Евгении Жарких. У них получилась очень любопытная работа – современная, модная, стильная. Никто из зрителей, которые пришли на спектакль, не остался равнодушным. Думаю, эта опера будет пользоваться успехом в Музыкальном театре. Она – прекрасное украшение репертуара.

Алексей РАЗУКОВ, председатель Кемеровского регионального отделения Союза театральных деятелей, директор Кемеровского областного театра драмы.

Очень сильно удивлен и обрадован, посмотрев новую работу Музыкального театра, и получил много положительных эмоций. В свое время я был профессиональным музыкантом и должен вам сказать, что давно не слышал такого чистого пения артистов. Большая умница Любовь Ефимова – это был, можно сказать, ее бенефис: находиться на сцене все время спектакля, выпевать партии, очень сложные мелодически и гармонически. Низкий поклон ей! 

Прекрасен был Вячеслав Соболев, ее сценический партнер. В чем-то вокально ему было тяжеловато, но он до конца грамотно и точно провел свою музыкальную партию. Не могу не сказать об исполнителе роли Жермона. В который раз удивился, а ведь сколько раз слышал Олега Брылева! Для меня все артисты и все, кто работал над спектаклем, – большие молодцы! Я очень внимательно слушал, волновался за них. И признаюсь – в какие-то моменты был даже счастлив. Удивил хор. Сколько раз говорю сейчас слово «удивил», но каждый раз абсолютно искренне. Работа хора – это четкая компоновка и грамотное ведение всей сюжетной линии. Но больше всех удивил и порадовал оркестр. Дирижер Алексей Кириченко – профессионал высокого уровня. Оркестр сопровождал каждую вокальную партию аккуратно, нежно, где надо, поднимал до форте, где надо, уходил на пианиссимо, это филигранная работа мастеров своего дела. И главное нужно сказать режиссеру Михаилу Сабелеву – человеку, который не побоялся взяться за такую работу, за всемирно известную оперу и достойно справился с ней. Пожелаем этому спектаклю долгой зрительской жизни и аншлагов.

Михаил САБЕЛЕВ, режиссер.

Работалось очень здорово. Сложности были в первую очередь из-за малых сроков. Приходилось репетировать «на раз». Сразу давать артистам разработанную дома сцену, без возможности что-то поискать и проверить. Поэтому приходилось все детально (до поворота головы) продумывать заранее. Вторая сложность – ремонт в театре. Артистам было очень сложно петь: было пыльно. Ну и третий пункт: очень многие сомневались, что вообще получится такой сложный материал. Его уже несколько раз пытались поставить у нас в театре, но не удавалось (а у меня вот вышло, немного хвастаюсь). Ощущения просто прекрасные. Несмотря ни на что, мы со всем справились. Могу точно сказать, что такой сложности (опера) и такого уровня (проработанность всех решений с точки зрения смысла) у нас в городе именно спектаклей нет.

Любовь ЕФИМОВА, лауреат международных конкурсов, солистка-вокалистка Музыкального театра.

Верди прекрасен. Исполнять такого качества материал не всем под силу. Наш театр справился!!! Очень благодарна постановщикам и партнерам, техцехам за трепетное отношение к спектаклю в целом. Несмотря на трудности и сложные условия, мы справились. Всегда ощущала профессионализм и заботу со стороны постановщиков и парт- неров. Работа над оперой останется в сердце навсегда. Очень рада, что получилось. Многие певицы мечтают исполнить эту партию, благодарна всем, особенно Алексею Олеговичу Кириченко, нашему главному дирижеру, за такое чудо и веру в меня. Будем трудиться и расти дальше.

Дина КИРНАРСКАЯ, музыковед, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМН им. Гнесиных, президент АНО дополнительного образования «Таланты ХХI век».

Опера «Травиата» актуальна потому, что споры о месте женщины в обществе в разгаре. Кто такая современная женщина, нужна ли ей любовь, и если нужна, то какая... Следует ли жертвовать всем ради возлюбленного, который после страстных признаний перешел к поведению альфонса и не нашел ничего лучше, чем оскорбить свою любимую и благодетельницу, не разобравшись в подробностях? Святая любовь... Именно ее в ярких красках изобразил композитор. Но вдохновляет ли такая любовь современную женщину? Чем не актуальная повестка? Всё это весьма современно: границы любви, границы и смысл жертвы, и нужно ли ею быть... А если сюда присовокупить обсуждение первой древнейшей профессии, то станет совсем пикантно. В конце концов, тело женщины принадлежит только ей, и столь благородное и прекрасное создание, которое описал Верди, его любовь и симпатия к героине наверняка заставят замолчать самых строгих моралистов. Любить или нет, торговать телом или нет, бросать или прощать - всё 

это решает только сама женщина, и никому не дано ее судить... Старая истина, которая после прослушивания «Травиаты» становится абсолютно бесспорной. Но, естественно, не для всех... Вот и обсуждаем, спорим, размышляем...